Коттеджи vs Таунхаусы: за каким форматом будущее?
Одной из наиболее обсуждаемых тем на рынке загородной недвижимости является появление новых форматов и их преимуществ.
На сегодняшний день наиболее привычным для рынка и потребителя является формат коттеджей, но при этом бурно развивается и малоэтажная застройка.
Плюсы и минусы этих форматов участники круглого стола «Коттеджи vs Таунхаусы: за каким форматом будущее?», который прошел 29 ноября в отеле «Ambassador», смогли увидеть и обсудить на примере конкретных девелоперских проектов. Организатором мероприятия выступила группа компаний «Унисто-Петросталь».
Основным вопросом, который интересовал участников мероприятия, было то, что именно подтолкнуло девелоперов к выбору того или иного формата, а также как в дальнейшем оправдался их выбор. Начальник отдела маркетинга СТАРТ Девелопмент Елена Шишулина отметила, что продажи показали, что заложенное соотношение в поселке «Золотые ключи» было наиболее правильным (таунхасы около 50%, коттеджи – около 20%, дуплексы – около 30%). При этом опросы, проводимые еще на старте проекта, показали, что формат таунхаусов не востребован, но мы решили не отказываться от него.
Арсений Васильев, генеральный директор управляющей компании группы «УНИСТО Петросталь»: «Малоэтажный жилой комплекс «Bagatelle» - стал для нас пилотным проектом, позволившим познакомиться с покупателями в этом сегменте и их предпочтениями. К преимуществам таунхаусов можно отнести не только более низкую стоимость по сравнению с коттеджами, но и снижение коммунальных, а также собственных эксплуатационных затрат, что выражается не только в денежной форме, но и в количестве затраченного времени».
Марина Селиванова, руководитель отдела продаж «BTK Девелопмент»: «Комплекс «Ollila» состоит из 94 таунхаусов, 68% которых реализовано. Основная часть наших покупателей – люди, которые ищут замену городскому жилью, при этом готовы ездить на работу в город. Хочется отметить также, что они переезжают к нам из достаточно востребованных районов Петербурга».
Юрий Даньшов, совладелец «Century 21 Show Estate»: «Мы начали реализовывать проект «Петербургское садовое кольцо» в 2004 году. В нем представлено два формата таунхаусов: объекты площадью 140 кв.м. и объекты - 240 кв.м. Первая часть таунхаусов реализована на 75%, из второй части продан лишь один. Наша практика позволяет говорить о том, что большие таунхаусы, несмотря на расположение в Курортном районе, снижение стоимости, не продаются».
Денис Вястрик, инвестор жилого района «Ванино»: «В рамках нашего проекта мы отказались от строительства таунхаусов, так как после проведения фокус-групп пришли к выводу, что данный формат не является близким россиянам по духу. К тому же на сегодняшний день таунхаусы имеют достаточно низкую ликвидность».
Эксперты рынка подтвердили, что предложение на загородном рынке превышает платежеспособный спрос, и хорошо продаются только те проекты, которые имеют яркие и уникальные особенности, а также попадают в наиболее привлекательные границы по стоимости.
Ольга Трошева, заместитель директора консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»: «В сегменте таунхаусов выходит достаточно мало новых проектов. На сегодняшний день насчитывается порядка 48 проектов с таунхаусами (около 200-300 объектов), при этом 58% из них не продано. За 2011 год заметно увеличение объема продаж в формате таунхасов по сравнению с коттеджами, но лидером по показателям остаются участки. Стоит отметить, что для покупателя важным моментом остается сравнение стоимости квартиры в спальном районе и таунхауса в пригороде, так как многих людей останавливает отсутствие необходимой инфраструктуры в коттеджном поселке».
Михаил Гущин, заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank: «На данный момент формат таунхаусов востребован только в двух случаях: либо это дешевое предложение стоимостью 1,5-2 млн. рублей, либо это объект для постоянного проживания, находящийся в поселке недалеко от города, при этом его стоимость будет сравнима с трехкомнатной квартирой».
Андрей Уманский, директор ООО «Центр Недвижимости Санкт-Петербурга»: «2011 год стал показательным в том отношении, что стала зарождаться сама идея того, что таунхаус в ближайшем пригороде может стать альтернативой однокомнатной квартире в городе. Также хочется отметить, что необходимо осторожно подходить к строительству, например, школ вблизи каждого комплекса, так как каждый из нас, в силу различных убеждений, хочет, чтобы дети учились в одном из лучших образовательных учреждений в городе».
Сергей Бобышев, главный аналитик ГК «Бюллетень недвижимости»: «Сегодня в восприятии покупателей таунхаус является квартирой. Интересен тот факт, что на этапе строительства данный формат рекламируется в разделе загородная недвижимость, но уже при переходе его на вторичный рынок реклама подается, как правило, в раздел «квартиры»».
Екатерина Емельянова, директор департамента продвижения NAI Becar: «Безусловно, когда на рынок вышел формат таунхаусов, они оттянули часть тех людей, которые хотели купить коттеджи. Но, по-прежнему, осталась необходимость объяснять людям преимущества форматов. Организуя этот круглый стол, мы обратились с предложением выступить к 50 девелоперам, в итоге согласилось только 8, что свидетельствует о том, что информационный рынок в данном сегменте не развит».
Дмитрий Синочкин, главный редактор «НИСП»: «В связи с заявлением о том, что город не будет вкладываться в «социалку», в развитие новых проектов в рамках комплексного освоения территорий, стоимость в таких объектах увеличится на 5-7 тыс. за кв.м. Возможно такой рост даст шанс ближнему пригороду, по крайней мере, по цене».
Дмитрий Сперанский, аналитик Ассоциации риэлторов СПб и ЛО: «После кризиса люди стали переосмысливать ценности, стали задумываться, нужны ли 20 соток или лучше потратить эти деньги на дополнительные квадратные метры. Именно поэтому сегмент таунхаусов сейчас показывает рост и не только в дешевом сегменте. Люди готовы приобретать и дорогие объекты стоимостью 5,5 млн. рублей».